Иаков: «противостаньте дьяволу, и убежит от вас»

Ключевой отрывок для понимания духовной войны на стра­тегическом уровне мы находим в Послании Иакова:

«Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двое­душные» (Иак4:7,8).

Иаков здесь описывает два типа взаимоотношений, упот­ребляя семь глаголов — пять глаголов, активных по своему содержанию, и два пассивных. Первый тип взаимоотноше­ний предполагает наше движение вверх, к Богу, а второй — вниз, к дьяволу. Оба вида важны, оба потребуют от нас ини­циативы и оба обеспечат предсказуемые результаты наших инициатив. Оба этих типа нужно осуществлять одновремен­но, однако второй тип взаимоотношений невозможен в от­рыве от первого.

Движение вверх к Богу достигается через исполнение че­тырех действий, представленных четырьмя глаголами, ак­тивными по своей сути: покоритесь, приблизьтесь, очистите, исправьте. Мы покоряемся Богу принятием Иисуса Христа как нашего Господа и Спасителя, мы входим в семью Божью и относимся к Богу как к Огцу. Мы приближаемся к Богу через общение с Ним в молитве, а также в своем стремлении к по­знанию Его. И только тогда мы можем хорошо слышать Его голос и правильно реагировать на Его повеления и знать время, установленное Им для духовной борьбы.

Мы также должны очистить наши руки и исправить наши сердца. Это относится как к тому, что мы делаем, так и к тому, что мы думаем, а это предполагает жизнь в святости. Без святости мы можем думать, что мы облачены во всеору­жие Божье и можем вступить в борьбу с силами тьмы, но очень скоро мы обнаружим, что «в нашей броне имеются прорехи», как часто говорит Синди Джейкобе. Святость на­столько преисполнена Богом, что в ней не остается места ничему другому. Это обязательное предварительное условие для вступления в эффективную духовную борьбу стратеги­ческого уровня.

Когда мы принимаем решение покориться, приблизить­ся, очистить и исправить, тогда вступает в действие первый глагол пассивного содержания — и приблизится к вам. Я говорю «пассивный» не в грамматическом значении этого слова, но в том смысле, что инициатива этого действия про­исходит от Бога. Он ответит вам, установив близкие с вами взаимоотношения, к чему мы все стремимся и в которых мы все так нуждаемся, если мы действительно хотим взять власть над ангелами тьмы.

Движение вовне подразумевает принятие власти, дан­ной Богом, и инициативное использование еще одного действия, представленного глаголом с активным содержа­нием — противостаньте дьяволу. Это несколько путаю­щий глагол, и многие стараются обойти его. Движение вверх — это интимность, а движение вовне — это поля сра­жений. Столкновение с рыкающим львом, особенно с та­ким, который разъярен и кипит страшным гневом, потому что знает, что конец его близок, — не очень привлекатель­ная идея. Но если мы идем на это, нам не нужно бояться, потому что тут же начинает действовать следующий пас­сивный глагол — дьявол убежит от вас. Иисус уже показал нам пример противостояния дьяволу в пустыне. Он не стал ждать, когда сатана подойдет к Нему, но под водительством Святого Духа Он взял на Себя инициативу и Сам вторгся на территорию сатаны.



Война в посланиях Павла

Мы узнаем об апостоле Павле из двух источников: из пове­ствования Луки о служении благовестия Павла и о насажде­нии им церквей в Книге Деяния, а также из посланий самого Павла, которые он написал в адрес основанных им церквей и некоторым своим соработникам. Оба этих источника чрез­вычайно важны. Я помню, как в первые годы наших дискус­сий по вопросу стратегического уровня духовной войны один уважаемый библейский ученый написал подробный труд о взглядах Павла на духовную борьбу, ни разу не упомя­нув при этом имеющийся материал из Книги Деяния. Мне это показалось очень странным, так как невозможно было понять, что писал Павел церквям без того, чтобы прежде не узнать, какое служение Павел исполнял в этих церквях.

Из Книги Деяния мы знаем, однако, что евангелизация и духовная борьба имели для Павла исключительно важное значение и об этом ясно написано в контексте призыва к евангелизации, а не для христианского вос­питания.

Если богословие основано на служении, как я утверждаю во второй главе, нам следует прочитать послания Павла в контексте его служения. Из всех тринадцати новозаветных посланий Павла только пять достаточно подробно освеща­ют тему духовной войны. Исходя из этого некоторые(могут предположить, что Павел не считал значительной эту тему, поскольку уделил ей всего тридцать пять процентов всего объема своих посланий. Однако такой довод звучит неубе­дительно. В таком случае нам придется сделать заключение, что свидетельство нашим ближним об Иисусе Христе и за­воевание душ для Христа также не были важны для Павла, по­тому что он ни в одном из своих посланий церквям не гово­рит об этом.

Такие выводы делаются на основании того, что якобы по­слания Павла церквям писались в целях воспитания христи­ан, а не как призыв к евангелизации. Из Книги Деяния мы зна­ем, однако, что евангелизация и духовная борьба имели для Павла исключительно важное значение, и об этом ясно на­писано в контексте призыва к евангелизации, а не для хрис­тианского воспитания. Вот почему Деяния и послания Павла следует изучать вместе, если мы хотим видеть перед собой цельную картину, а не отдельные ее фрагменты.

В предыдущих главах мы с вами видели, что Лука описы­вает опыт Павла в духовной войне стратегического уровня в трех местах: в городе Пафе на Кипре, в Филиппах и Эфесе. Ничто не подразумевает, что Павел больше нигде не всту­пал в духовную борьбу на стратегическом уровне, потому что историографический стиль Луки носит избирательный характер, и это было показано на примере того, что Павел говорил о своей доктрине оправдания верой даже не три раза, а всего лишь раз — в Антиохии Писидийской.

Величайшим евангелизационным успехом Павла оказа­лось его служение в Эфесе. В предыдущих главах мы говори­ли об этом достаточно подробно. В таком случае понятно, что четыре послания Павла, в которых он касается темы ду­ховной борьбы стратегического уровня, были написаны в контексте его служения в Эфесе. Павел писал свое Второе послание к Коринфянам, все еще находясь в Эфесе. Он писал Послание к Кааоссянам в адрес церкви, организованной его учениками, которых он обучал в Эфесе, а затем отправил с благовестием по всей территории Малой Азии. Он писал Послание к Ефесянам в адрес верующих в самом Эфесе, а Первое и Второе послания к Тимофею были написаны в то время, когда Тимофей служил в Эфесе и Малой Азии.

Второе послание к Коринфянам:

Власть бога века сего

Когда Павел находился в Эфесе, изгоняя нечистую силу, ис­пользуя носовые платки, свидетельствуя магам, которые впоследствии сожгли свои колдовские книги, и вступая в единоборство с серебряных дел мастерами, которые стра­шились крушения царства Артемиды Эфесской, он написал послание верующим в Коринфе — свое Второе послание к Коринфянам. В этом послании можно выделить три отдель­ные темы: (1) четвертая глава относится к богу века сего, (2) вторая глава повествует об умыслах сатаны и (3) десятая гла­ва призывает к разрушению твердынь врага.

На протяжении всей книги я несколько раз привлекал ваше внимание ко Второму посланию к Коринфянам 4:3,4:

«Если же и закрыто благовествование наше, то закры­то для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого».

Павел, как и многие из нас, был в отчаянии, оттого что не так много заблудших душ приходили ко Христу через его проповедническое служение. Это побудило его ясно и не­двусмысленно написать о прямой роли сатаны, заключав­шейся в том, что он препятствует заблудшим душам слы­шать Евангелие, через которое они могли бы прийти ко спасению. Исходя из этого, мы можем прийти к выводу, что эффективное благовесте — это битва против бога века сего — дьявола.

Не нужно быть профессиональным богословом, чтобы понять, что сатана — это не Бог, а потому сатана не обладает характеристиками и качествами, присущими Богу. Сатана — творение, а не Творец. Одной из характеристик Бога являет­ ся Его вездесущность, то есть способность быть везде в одно и то же время. Поскольку сатана не вездесущ, он может нахо­диться в какой-то момент времени только в одном месте. Однако его влияние распространено повсюду. Самым разум­ным объяснением этого почти универсального влияния мы считаем его способность содержать умы людей в духовной невосприимчивости к Евангелию, что он осуществляет при помощи целой иерархии демонических духов, которые бес­прекословно выполняют его повеления.

В таком случае наше благовестие редко выливается в про­тивостояние богу века сего, чаще мы сражаемся против тех властей, начальств и мироправителей, которых главный наш враг — лукавый — назначил контролировать конкретные че­ловеческие существа. Это противостояние мы и называем «духовной войной стратегического уровня».

Понимание умыслов сатаны

Если это так, то чрезвычайно важно понять, каким образом богу века сего удается держать неспасенные души в неприя­тии Евангелия и на пути в ад. Павел говорит об этом во Вто­ром послании к Коринфянам (2:11):

«Чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы».

Любой военный подтвердит, что на войне исключитель­но опасной самонадеянностью может быть вступление в сражение без предварительной оценки сил противника и его стратегии. Слегка перефразировав высказывание Павла, можно сказать, что если мы по какой-то причине не будем знать умыслов сатаны, это может причинить нам ущерб.

Павел говорит об этом в контексте обращения к братьям в Коринфе с призывом прощать друг друга. Все те, кто по­стоянно задействован в служении избавления от демониче­ской силы, подтвердят тот факт, что один из коварных умыс­лов сатаны, направленный против людей, заключается в со­хранении в них духа непрощения. Весь опыт служения показывает, что этот дух представляет собой одно из глав­ных препятствий на пути к личному освобождению, а также к корпоративному освобождению на стратегическом уров­не. Я объясню это, когда мы перейдем к десятой главе Второ­го послания к Коринфянам.

Духовная картография

Этот термин был изобретен Джорджем Отисом-младшим для определения процесса обнаружения умыслов сатаны. Этот аспект духовной войны играет очень важную роль, и критики духовной войны также, как правило, критикуют ду­ховную картографию. Я считаю, что в основном их критика основана на (1) неспособности увидеть разницу между эти­ми двумя видами активности и (2) отсутствии понимания природы духовной картографии.

Один из выдающихся американских духовных картогра­фов Боб Бекет, пастор одной из церквей в Калифорнии, представляет духовную картографию следующим образом. Он говорит, что во время войны в Персидском заливе Сад­дам Хусейн стрелял ракетами «Скад» и затем только выяснял, куда они попали. Союзные же войска тем временем стреляли «умными», самонаводящимися ракетами, и те попадали точ­но в цель. В чем же разница? Еще до начала войны союзники заслали в тыл врага элитные разведывательные войска и вы­яснили координаты стратегических пунктов противника. Координаты были введены в компьютеры самонаводящихся ракет, и они точно знали, куда им лететь, чтобы причинить врагу как можно больше ущерба.

Я часто слышал, как Боб Бекет говорил: «В наших общи­нах мы слишком много стреляем ракетами "Скад"». Да, нам нужны самонаводящиеся молитвенные ракеты с заранее из­вестными координатами для попадания точно в цель. Духов­ная картография для ходатая то же, что рентген для врача. Мы видим относительно небольшие успехи в молитвах за наши общины именно потому, что многие из нас не научи­лись молитвами возвращать свои города под свой контроль. Духовная картография учит нас этому. Мне всегда было не­понятно, почему люди сопротивляются попыткам узнать умыслы сатаны.

Некоторые говорят, что духовная картография способ­ствует прославлению сатаны. Другие идут дальше и предуп­реждают нас, что если мы попытаемся понять умыслы сата­ны или узнать имена духов злобы, которые либо на индиви­дуальном, либо на общественном уровне противоборствуют верующим, мы сделаем их еще более сильными и опасными. Все это похоже на утверждения о том, что медицинское об­следование прославляет болезнь или наделяет вирусы еще большей силой. Весь мой жизненный опыт подтверждает, что исследование оспы фактически привело куничтоже­нию этой ужасной болезни, но никак не к прославлению ее. Мы занимаемся медицинскими исследованиями для того, чтобы уничтожить болезни, и точно так же духовная карто­графия позволяет нам нейтрализовать активность врага и его сил тьмы.

О духовной картографии можно говорить много, но вы сможете узнать о картографии намного больше в одной из книг этой серии, которая называется «Разрушая твердыни в вашем городе».

Разрушая твердыни

За время моих путешествий в область духовной войны я обна­ружил один любопытный факт. Те, кто занимается этой темой давно, никак не могут прийти к согласию относительно при­роды твердынь. Они едины в том, что твердыни обеспечива­ют силам зла законное основание для их деятельности как в отдельных людях на наземном уровне, так и в городах и наро­дах на стратегическом уровне. Однако почти все специалисты имеют различное мнение о сущности этих твердынь. Быстро развивающаяся духовная картография как наука обеспечивает нас методикой выяснения сущности твердынь, однако мы не всегда уверены, что именно мы ищем.

Многие пришли к единому мнению, согласно которому Второе послание к Коринфянам 10:3-5 представляет со­бой центральный библейский отрывок, касающийся поня­тия твердынь. Нам остается только уяснить как можно точнее, что имел в виду апостол Павел, когда писал следу­ющие строки:

«Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Ору­жия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в по­слушание Христу».

Я выделил курсивом слова замыслы и превозношение, чтобы обратить ваше внимание на две главные формы, кото­рые, согласно этому отрывку, принимают твердыни. Пони­мание этого прояснит туман, окружающий эту тему, и помо­жет нам понять то, что хочет сказать Павел о духовной войне стратегического уровня.

Замыслы на греческом языке переданы словом logizomai. Оно означает человеческую натуру, мысли человека, его от­ношение и действия. То, что человек решает делать, может возвести в нем твердыню, которой враг воспользуется. Это может быть моральное решение, непрощение, как уже гово­рилось выше, корпоративное угнетение, домогание власти и контроля, убийство, расизм, злые мысли и все то, что пере­числено в списке грехов в Библии. Если за этим не следить и не «разрушать», враг будет иметь законное право держать людей в своем плену.

Космические силы

Слово превозношение на греческом языке передается сло­вом hypsoma. Поскольку это очень важно, я процитирую оп­ределение этого понятия из Новозаветного богословского словаря: «Новозаветное употребление слова hypsoma, воз­можно, отражает астрологические идеи, отсюда определе­ние космических сил, направленных против Бога, стремя­щихся вмешаться во взаимоотношения Бога с людьми». Если замыслы рождаются и действуют в людях, то превозношение происходит в мире невидимого и атакует людей, пытаясь удержать их на расстоянии от Бога, ослепляя их умы, как ска­зал Павел в четвертой главе Второго послания к Коринфя­нам. Оба эти понятия означают твердыни, и обе эти тверды­ни следует разрушать духовным, но не плотским оружием.

Когда духовная картография включает замыслы, с кото­рыми нужно разобраться, наше внимание направлено на лю­дей. На стратегическом уровне покаяние и примирение в той форме, которую Джон Доусон называет «отождествлен­ным покаянием», — одно из самых мощных духовных ору­жий, возникших за последние годы. Книга Доусона об исце­лении ран Америки («Healing America's Wounds»), на мой взгляд, одна из очень немногих книг на эту тему, появивших­ся в середине 1990-х годов. Когда белые американцы каются в работорговле, начинается исцеление от расизма. Когда японцы каялись в бомбардировке Пирл-Харбора, хватка бо­гини солнца в этой стране была существенно ослаблена. Когда христиане каются в крестовых походах, в мусульман­ских и еврейских сердцах открываются двери для принятия Евангелия Иисуса Христа. Это только несколько примеров разрушения твердынь в виде замыслов, или logizomai, на се­годняшней повестке дня в ведении духовной войны.

Духовная картография может и должна включать hypsoma, с которым также следует разобраться, если мы хо­тим, чтобы Божье Царство распространялось. Существуют демонические силы, начальства и власти, которые во многих случаях были совершенно осознанно приглашены, чтобы взять контроль над целыми городами, народами и странами. Например, император Японии официально пригласил боги­ню солнца править Японией посредством знаменитой цере­монии даёсай. Дух смерти по имени Сан ля Муерте был при­глашен к управлению городом Ресистенсия в Аргентине прошлыми поколениями людей. Оба этих случая — hypsoma, которые нужно разрушить. Власть Сан ля Муерте была эф­фективным образом разрушена в Ресистенсии на стратеги­ческом уровне духовной борьбы, и в городе стали расти и умножаться христианские церкви. Власть богини солнца ос­талась практически неприкосновенной, хотя разрушение этой конкретной твердыни — цель японской организации по ведению духовной войны.

Если то, что я сказал о превозношении, или hypsoma, вер­но, то в десятой главе Второго послания к Коринфянам мы имеем одно из самых мощных указаний в Новом Завете о том, что мы должны вести духовную войну на стратегичес­ком уровне.




0888395985877022.html
0888434928447368.html
    PR.RU™