Газоустойчивость живых организмов. Роль растительных сообществ в антропогенном ландшафте и на территориях промышленных предприятий. Организация санитарно-защитных зон предприятий.

ГАЗОУСТОЙЧИВОСТЬ - способность организмов и их сообществ сохранять жизнеспособность в условиях загрязнения воздушной среды вредными газами (сернистый ангидрид, фтор, хлорид и т.д.).

Санитарно-защитная зона (далее – СЗЗ) – территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает достаточный уровень безопасности здоровья населения от вредного воздействия (химического, биологического, физического) объектов на ее границе и за ней.

Территория СЗЗ предназначена для:

обеспечения снижения уровня воздействия до установленных гигиенических нормативов и величин приемлемого риска для здоровья населенияпо всем факторам воздействия за ее пределами;

создания санитарно-защитного барьера между территорией предприятия (группы предприятий) и территорией жилой застройки;

организации дополнительных озелененных площадей, обеспечивающих экранирование, ассимиляцию и фильтрацию загрязнителей атмосферного воздуха и повышение комфортности микроклимата.

Базовые размеры СЗЗ устанавливаются согласно Гигиеническим требованиям к организации санитарно-защитных зон предприятий. Планировочная структура объекта должна быть организована таким образом, чтобы внешняя граница СЗЗ была максимально приближена к границе территории объекта, либо совпадала с ней.

Степень озеленения территории СЗЗ должна быть не менее:

60% ее площади - для объектов с размерами СЗЗ не более 100 м;

50% ее площади - для объектов с размерами СЗЗ от 101 до 500 м;

40% ее площади - для объектов с размерами СЗЗ от 501 до 1000 м и более.

В СЗЗ не допускается размещать:

жилую застройку, включая отдельные жилые дома;

зоны и парки отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха;

территории садоводческих товариществ и усадебной застройки,

спортивные сооружения, детские площадки;

учреждения, обеспечивающие получение дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования;

организации здравоохранения, санаторно-курортные и оздоровительные организации;

склады сырья для фармацевтических предприятий;

объекты пищевых отраслей промышленности, оптовые склады продовольственного сырья и пищевых продуктов;

комплексы водопроводных сооружений для водоподготовки и хранения питьевой воды (за исключением обеспечивающих водой данное предприятие);

объекты по выращиванию сельскохозяйственных культур, используемых для питания населения.

Зеленые насаждения на территории промышленного предприятия в пределах границ санитарно-защитной зоны выполняют функцию естественного фильтра.

Зеленые насаждения выполняют санитарно-гигиенические, структурно-планировочные, декоративно-художественные функции. Растения создают благоприятный микроклимат, обогащают воздух кислородом, поглощают вредные выбросы, поддерживают оптимальную влажность, оказывают шумозащитное влияние, скрепляют почвенный слой и борются с его водной и ветровой эрозией. Также важна эстетическая роль растений, участие их в архитектурно-планировочной организации территории предприятий и населенных пунктов, в создании мест отдыха.



41. Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — специальная территория с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Размер СЗЗ обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.

классификация по классам опасности:

• промышленные объекты и производства первого класса I — 1000 м;

• промышленные объекты и производства второго класса II— 500 м;

• промышленные объекты и производства третьего класса III— 300 м;

• промышленные объекты и производства четвертого класса IV— 100 м;

• промышленные объекты и производства пятого класса V— 50 м.

Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

Допускается размещать в границах санитарно-защитной зоны промышленного объекта или производства здания и сооружения для обслуживания работников указанного объекта и для обеспечения деятельности промышленного объекта (производства): нежилые помещения для дежурного аварийного персонала, помещения для пребывания работающих по вахтовому методу (не более двух недель), здания управления, конструкторские бюро, здания административного назначения, научно-исследовательские лаборатории, поликлиники, спортивно-оздоровительные сооружения закрытого типа, бани, прачечные, объекты торговли и общественного питания, мотели, гостиницы, гаражи, площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта, пожарные депо, местные и транзитные коммуникации, ЛЭП, электроподстанции, нефте- и газопроводы, артезианские скважины для технического водоснабжения, водоохлаждающиесооружения для подготовки технической воды, канализационные насосные станции, сооружения оборотного водоснабжения, автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей.

42. Управление природопользованием – это деятельность государства по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охране окружающей среды, а также обеспечение законности в эколого – экономических отношениях.

Центральный орган управления природопользованием – министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов.

Методы:

1. Законодательные – регламентирующие природоохранную деятельность и природопользования с помощью законодательных актов.

2. Административные – методы государственного принуждения: лицензирование.нормирование, государственный аудит.

3. Экономические – методы, создающие материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в выполнении необходимых экологических мероприятий.

4. Информационные методы основаны на проведении постоянного мониторинга за состоянием окружающей среды.

Управление природопользованием основано на 2-ух принципах – отраслевом и территориальном.

Территориальный принцип. Согласно ему управление природопользованием осуществляется областными, городскими.поселковыми. сельскими советами депутатов, а также исполкомами, которые несут ответственность за состояние окружающей среды на подведомственных территориях, за выполнением государственных экологическим программ и природоохранных мероприятий.

На Белоруссии распространен отраслевой принцип управления. Согласно отраслевому принципу – контроль за качеством потребления природных ресурсов осуществляют те же организации, которые проводят производственную деятельность.

Отраслевой принципобеспечивает в первую очередь отраслевые, а не природоохранные интересы.

Недостатки отраслевого принципа:

1.Не учитывается взаимосвязь компонентов окружающей среды: разобщенные ведомства не способствуют комплексности природоохранной деятельности.

2.Контроль за рациональностью использования природных ресурсов со стороны ведомств, эксплуатирующих эти ресурсы, малоэффективен

3.Контролирующие органы практически не несут ответственности за обеспечение нормативного уровня охраны природной среды.

4.Предприятия, ориентированные на получение максимальной прибыли не заинтересованы в ресурсосбережении.

43.Правовое регулирование охраны окружающей среды.

Основой государственного регулирования природопользования является экологическое законодательство, обеспечивающее правовую защиту природной среды. Правовое регулирование природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов осуществляется в нашем государстве на базе совокупности нормативно–правовых актов, к которым относятся законы Республики Беларусь, указы, декреты и директивы Президента, постановления и распоряжения Правительства, нормативные акты министерств и ведомств, а также международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права.

Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права, а также на получение, хранение и распростране полной, достоверн и своевремен экологической информации.

Граждане имеют право:

создавать в соответствии с законодательством Республики Беларусь общественные объединения, осуществляющие свою деятельность в области охраны окружающей среды, и общественные фонды охраны природы;

обращаться в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в органы государственного управления, иные организации и к должностным лицам для получения полной, достоверной и своевременной экологической информации;

принимать участие в обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду;

вносить предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

Граждане обязаны:

соблюдать законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды;

повышать экологическую культуру, содействовать воспитанию в этой области подрастающего поколения;

беречь и охранять природную среду и рационально использовать природные ресурсы;

выполнять требования в области обращения с отходами;

выполнять требования пожарной безопасности;

соблюдать правила охоты и рыболовства;

Юридическая ответственность за экологические правонарушения выполняет четыре основные функции:превентивную - предупреждение новых экологических правонарушений;стимулирующую к соблюдению экологических норм;компенсационную - возмещение вреда окружающей среде и здоровью человека;карательную - наказание лица, совершившего экологическое правонарушение.

44. Основной целью экологической политики Республики Беларусь является обеспечение экологически безопасных условий для проживания людей, рациональное использование и охрана природных ресурсов, выработка правовых и экономических основ охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений.

Основными направлениями работы по реализации государственной экологической политики являются:

-совершенствование природоохранного законодательства с целью создания более четкой нормативной базы в области охраны окружающей среды;

- внедрение эффективных экономических методов управления и контроля за охраной окружающей среды;

- создание целостной системы финансирования природоохранных мероприятий;

-совершенствование системы органов управления и экологического контроля;

-реализация программы экологической подготовки кадров, повышение экологической культуры населения;

-развитие международного сотрудничества и более активное использование мирового опыта в решении экологических проблем.

Все эти положения закреплены "Концепцией государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды" (утверждена Верховным Советом Республики Беларусь 06.09.1995 г.)

В соответствии с принципами и рекомендациями Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), которые Республика Беларусь разделяет и закрепила в Национальной стратегии устойчивого развития (1997г.). В основу природоохранной деятельности предусматривается положить концептуальную предпосылку, что охрану окружающей среды и рациональное использование природно-ресурсного потенциала следует рассматривать не как самоцель, в отрыве от производства, а как неотъемлемую часть процесса общего социально-экономического развития. Природопользование должно осуществляться такими методами и в таких масштабах, которые обеспечивают необходимый уровень развития экономики при непременном условии обеспечения равенства возможностей сохранения благоприятной окружающей среды и пользования благами природы и для будущих поколений.




0877701822445731.html
0877736515795394.html
    PR.RU™