Требования к итоговой государственной аттестации магистра

Итоговая государственная аттестация магистра включает в себя итоговый государственный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).

Требования к государственному экзамену

Государственный й экзамен строится на интегративной базе освоения всего содержания специализированной подготовки магистра (дисциплин направления, специальных дисциплин, научно-исследовательской работы) и с учетом содержания конкретной магистерской программы. Программы аттестационных испытаний устанавливаются вузом на основе методических рекомендаций, разработанных учебно-методическим объединением и с учетом национально-региональных компонентов образования. Государственный экзамен может проводиться в устной или письменной форме, в том числе, с использованием возможностей и методик тестирования и различных форм интерактивного обучения.

Требования к выпускной квалификационной работе магистра

Магистерская диссертация, являясь завершающим этапом высшего профессионального образования, должна обеспечивать не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности.

Вид выпускной квалификационной работы, ее объем и состав определяются вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации.

При экспертизе выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) рекомендуется привлечение внешних рецензентов.

Форма проведения государственного экзамена

Итоговый государственный экзамен состоит из двух частей:

1.Письменный ответ (эссе) на теоретический вопрос из программы подготовки по направлению 033000.68 Культурология, магистерской программы «Прикладная культурология».

2. Разработка и защита социокультурного проекта (на основании предложенных тем).

Программа

Государственного экзамена

Программа государственного экзамена разработана на основании программ основных дисциплин специализированной подготовки магистра культурологии:

История и методология науки (культурология)

Современные проблемы отечественной культурологии. Характеристика основных подходов к изучению культуры в России XIX-ХХ веков; проблема предмета и проблемных полей отечественной культурологии; школы и направления в современной культурологии. Методы современных зарубежных исследований культуры. Роль антропологического, лингвистического познавательных “поворотов” в изучении культуры; феноменология, герменевтика, психоанализ, структурализм и постструктурализм в культурологических исследованиях ХХ века; междисциплинарные подходы; характеристика направлений “культурные исследования”, “гендерные исследования”, “новая культурная история”. Современные культурологические исследования в России.



История и методология изучения культуры

Характеристика основных подходов к изучению культуры в России /X-XVIII вв./; Характеристика основных подходов к изучению культуры в России /XIX-XX вв./; Направления исследования культуры в России ХХ века; Методы исследования культуры и культурных процессов; Исторический подход в культурологии (историко-генетический, историко-сравнительный методы). Значение структурного (структурно-функционального) подхода в исследовании культуры. Семиотический подход к изучению и описанию явлений культуры. Возможности феноменологии и философской герменевтики в культурологии. Системный и информационный подходы к исследованию культуры. Феномен междисциплинарности в культурологических исследованиях; Современные проблемы отечественной культурологии. Проблема предмета и проблемных полей отечественной культурологии; Современная культурология. Основания культурологических исследований. Дискурсы культурологического исследования. Объем и содержание академического знания о культуре в высшей школе: опыт России в ХХ веке. Развитие культурологической науки в России конец XX-начало XXI века: основные тенденции и исследователи

Современные проблемы культурологии

Специфика современного этапа развития мировой культуры: модернизация, информатизация, глобализация, регионализация. Актуальные проблемы типологии культур. Актуальные проблемы изучения традиционной ментальности. Проблемы и перспективы современной массовой культуры. Культурная динамика (культурная аккумуляция и интеграция, трансмиссия, и экспансия). Культурное наследие и основная проблематика прикладных культурологических дисциплин (музееведение, библиотечное и архивное дело, текстология и пр.). Оптимальные направления культурной политики в контексте современного общества.



Медиакультура: теории, практики, технологии

Структура медиа: анализ основных компонентов. Социальльные функции, типология медиа. Институциональная представленность медиа. Специфика аудитории и механизмы взаимодействия с ней. Выразительные средства и динамика медиатекстов: информационные приоритеты, изменение форм взаи­модействия с аудиторией. Особенности информационных процессов в обществах традиционного и современного типа. Теория постиндустриального информационного общества (Д.Белл, О.Тоффлер). «Глобальная деревня» М. Маклюэна. Определяющая роль СМИ в культуре. «Горячие» и «холодные» средства массовой коммуникации. Различные взгляды на взаимоотношение культуры и технологий. Телевидение как технология и культурная форма: Р. Вильямс. Конструирование реальности в медиа. Медиа как идеологические государственные аппараты. Идеи Ж.Лакана в изучении визуальных медиа. Проблема фрагментации современной массовой аудитория и смыслопроизводства. Теория декодирования медиасообщений С.Холла

Теории глобализации и информационного общества

Определение термина «глобализация». Культурологические подходы к осмыслению процессов глобализации. Теории постиндустриального общества (Д. Белл, З. Бжезинский, Р. Арон, Г. Кан и др.) и их критика. Концепции «информационного общества» как развитие теории постиндустриализма: общая характеристика (О. Тоффлер, Дж. Нэсбит, Д. Лайон, У. Дж. Мартин, Н. Масуда, Ж. Серван-Шрейбер и др.). Классические характеристики информационного общества. Роль информации и знания в концепции постиндустриального общества Д.Белла. Концепция «третьей волны» и ее развитие в трудах О. Тоффлера. Концепция «информационного общества» Н. Масуды. Концепция «телематического общества» У. Дж. Мартина. Мегатенденции в развитии современного общества Д. Нэсбита. Взгляд на XXI век как на общество «новых корпораций». Оптимизм футурологии Д. Нэсбита. Процесс формирования информационного общества в концепции М. Кастельса. Процесс информатизации в постмодерном дискурсе. Критика Ф.Уэбстером концепций информационного общества.

Современная социокультурная ситуация

Социокультурная ситуация и ее составляющие. Принципы анализа социокультурной ситуации. Современная социокультурная ситуация и проблемное поле проектирования. Культурные потребности и интересы аудитории учреждений культуры и искусства. Сеть и типы учреждений культуры. Особенности их деятельности. Информационно-просветительная деятельность предприятий культуры и искусства. Культурно- развлекательная деятельность предприятий культуры и искусства. Деятельность предприятий культуры и искусства по развитию самодеятельного художественного творчества. Современная социокультурная ситуация в России. Социокультурное проектирование в системе разработки и реализации региональной культурной политики. Структура и содержание региональной программы поддержки и развития культуры.

Проектная деятельность в сфере культуры

Культура как фактор социально-экономических преобразований и современная культурная политика. Проектный подход в системе управления сферой культуры. Управление проектами и практика их реализации. Отечественный и зарубежный опыт внедрения проектной деятельности в социокультурную практику. Зарубежные и российские фонды и организации, специализирующиеся на проектной деятельности. Опыт проектной деятельности регионов. Проблемы и перспективы социокультурного проектирования. Инновационные проектные технологии.

Культурные практики в современном мире

Исследование процессов культурной динамики, их обусловленности и направленности. Макромасштабные и микромасштабные изменения в культуре. Неустойчивость систем культуры, неравномерность развития ее структурных образований. Многообразие динамических типов и форм: «эволюция» и «стагнация», «прогресс» и «регресс» как модели социокультурной динамики. Составляющие культурной динамики: одно- и многонаправленность, поступательность и периодичность, стадиальность и цикличность изменений. Следствия динамических процессов в культуре: обогащение и дифференциация культур, застой и упрощение. Понятие о кризисе культуры. Ю.М.Лотман о характере динамических процессов в культуре. Культурные инверсии, «культурные взрывы», «точки бифуркации».

Процессы межкультурных взаимодействий и их результаты: диффузия культуры, культурные инновации, аккультурация, интеграция и др. Значение культурных контактов, «культурного шока» (в оценке различных теоретиков культуры).

Нормативно-правовая база деятельности в сфере культуры

Нормативно-правовая база в сфере культуры; правовые основы деятельности международных культурных организаций; законодательство Российской Федерации культуре и законы о культуре субъектов Российской Федерации; государственная система управления сферой культуры в Российской Федерации: структура и функции; правовое регулирование создания и организации деятельности государственных организаций, учреждений, общественных объединений, коммерческих организаций культурной направленности; защита прав потребителей товаров и услуг культурной сферы в условиях рыночных отношений.

Инновационная деятельность в сфере культуры

Инноватика – наука об инновациях. Особенности внедрения и распространения инноваций. Понятие инновационных стратегий, их сущность и содержание. Значение и разработка инновационных стратегий. Типы инновационных стратегий. Модели инновационной деятельности, их специфика. Принятие и отторжение инноваций в обществе. Развитие и регрессия инноваций. Инновации и культурные образцы: пути развития (присоединяются к существующим культурным образцам, обогащая культуру; вытеснение культурных образцов, замещая их; вступать в конфликт с существующими культурными образцами; принятие инновации, несмотря на конфликт с существующей культурой; принимается и происходит скрытая адаптация нового образца, не осознаваемая людьми). Инновации как проявление творческой деятельности. Характеристика методов творческого мышления.Методики активизации инновационного процесса.

Модели культурной политики в современном мире

Теория и методология культурной политики. Понятие «культурной политики». Подходы к изучению культурной политики. Сферы культуры, которые регулирует культурная политика. Экспертизы культурных политик. Модели культурной политики в странах Европы. Международные организации и их деятельность в сфере культуры. История культурной политики в России. Модели культурной политики в современной России. Модели региональной культурной политики.

Культурное пространство современной России

Антропогеографические и культурно географические исследования А. И. Воейкова, Д. Н. Анучина. «Район и страна» В. П. Семёнова-Тян-Шанского(1928). Современные возможности интерпретации культуры. Культура как «вторая природа». Особенности русского менталитета и его отражение в культурном пространстве России. Адаптация русского человека в культуре. Пространственное разнообразие русской культуры. Проблемы изучения региональной идентичности. Культурное пространство сельского поселения, уездного, губернского города, столицы.

Региональные программы развития культуры

Культурная политика и социокультурная ситуация в современной России и Архангельской области. Стратегия социокультурного управления как предмет политики и практики. Субъекты культурной политики. Цели и принципы региональной культурной политики. Организационная структура. Общие принципы размещения объектов культуры (по видам: музеи, библиотеки, театры и др.). Охрана культурного наследия. Культуроохранные технологии. Современное проектирование в социокультурной сфере как средство реализации государственной культурной политики. Фонды поддержки программ сохранения и развития региональной культуры. Финансово-экономические основы культурной политики государства. Особенности управления, финансирования социально-культурной сферы в отдельных странах. Благотворительность и меценатство. Федеральные целевые программы «Культура России» и «Культура Русского Севера».

Историко-культурная и религиозная самобытность культуры Баренц-Евро-Арктического региона

Ведущие подходы к изучению. Исследовательские направления, школы, концепции. Основные понятия. Европейский Север как уникальная территория. Культурные особенности стран Баренц-Евро-Арктического региона: Исландия, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Русский Север. Религиозные особенности стран Баренц-Евро-Арктического региона: Исландия, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Русский Север.

Менеджмент культуры

Менеджмент культуры как необходимый элемент профессиональной подготовки. Управление культурой и управление организацией в сфере культуры. Современный менеджмент в управлении процессами стратегического, тактического и оперативного развития интеллектуально – творческой и культурно – просветительской деятельности. Государственное управление и рыночное регулирование деятельности в сфере культуры и искусства. Культурная политика в России и перспективные направления ее развития. Управление интеллектуальной собственностью в сфере культуры и искусства. Основные тенденции развития сферы культуры и искусства на современном этапе. Планирование в сфере культуры. Планирование в организациях культуры. Программы культурного развития, их роль и сущность. Финансирование организаций культуры. Особенности развития музейного дела в условиях рыночной экономики. Менеджмент в производстве и реализации промышленно-художественных товаров. Основы предпринимательской деятельности в сфере культуры и искусства

Культурный ландшафт как объект наследия

Понятие и многообразие подходов к определению «культурный ландшафт». Соотношение природной и культурной составляющих в культурном ландшафте. Культурный ландшафт как социальное пространство.

Ландшафтный код, ландшафтные образы и ландшафтные символы Применение понятие культурного ландшафта к городу. Основные методы исследования культурного ландшафта. Современные концептуально-методологические основы изучения и сохранения культурного и природного наследия. Правовые основы охраны и использования культурного наследия в России.

Теория и практика сохранения культурного и природного наследия

Формирование современных научных представлений о сохранении и исследовании культурного и природного наследия. Современные концептуально-методологические основы изучения и сохранения культурного и природного наследия. Правовые основы охраны и использования культурного наследия в России. Национальный парк как форма сохранения и использования культурного и природного наследия. Скансенология. Музей под открытым небом как форма сохранения и использования культурного и природного наследия. Уникальные исторические территории Евро-Арктического региона. Комплексные региональные программы сохранения и использования культурного и природного наследия (принципы и методика).

Примерные темы эссе

1. Современные проблемы отечественной культурологии. Культурологические исследования в России

2. Культура как ресурс развития территории.

3. Культурное пространство Баренцева Евро-Арктического региона.

4. Современные арт-технологии и творческие практики.

5. Музей будущего: инновационные технологии.

6. Проблемы изучения культурного ландшафта как объекта наследия.

7. Традиции и опыт сохранения и использования культурного и природного наследия Архангельской области

8. Национальный парк как форма сохранения и использования культурного и природного наследия

9. Музей под открытым небом как форма использования и сохранения культурного и природного наследия

10. Культурно-познавательный туризм как возможность перспективного и устойчивого диалога в сфере культуры.

11. Региональная культурная политика: тенденции и стратегии.


0875959247373480.html
0876029106019312.html
    PR.RU™