Творение 12. День пятый.  

Творение 12. День пятый.

Братья и сестры, мы с вами читаем Книгу Бытия по дням творения мира. Читаем, как Бог творил мир и одновременно постигаем как устроен человек. В истории творения мира по дням записано устроение человеческого сердца. Это ключ к пониманию истории творения мира. То есть, каждый день нам предлагает какое-то затруднение, мы его решаем и открываем в себе нечто новое. Вспомним, что мы в себе уже нашли.

День один творения. В нём открылась вера, способность восприятия образов, способность восприятия благодатного света. Это был день один.

Второй день творения. Была сотворена твердь небесная, твердь небесная это то, что общего у нас с ангелами. Человек обладает ангельской свободой, это свобода последних решений.

Третий, пятый и шестой день творения описывают нам последовательно, как была сотворена органическая жизнь на земле. То есть, третий день творения, пятый день творения и шестой день творения открывают в нас особую способность религиозного чувства жизни. То есть, мы, люди верующие, можем особым образом воспринимать живое. Вот день 5й творения, сейчас мы его прочитаем, это 20 стих 1й главы. Я буду читать в переводе с древнееврейского языка в данном случае, поскольку греческий язык не вместил некоторые специфические обороты, важные для понимания смысла этого стиха. Итак, 20 стих 1 главы.

«И сказал Бог: да воскишит вода кишением души живой и летающее да полетит над землею по тверди небесной»

Воскишит вода кишением. Здесь перед нами уже знакомый нам оборот, когда мы встречаем сочетание двух однокоренных слов. О земле было сказано Богом в 3й день: «да произрастит растения», сейчас о воде: «да воскишит кишением». То есть, естество земли было в том, чтобы растить растения, произращать растения, а вот естество воды 5го дня это кишеть кишением.

Снова возвратимся к 3му дню. Из 3го дня, братья и сестры, вспомним, что Бог творит самодеятельные стихии. Бог даёт им естество, вкладывает в них Своё слово в стихии, а дальше они уже действуют по собственному естеству. Вот в 3й день Бог сказал воде: да соберется вода в собрание одно, а вода собралась в собрания свои. Земле Бог сказал: да произрастит земля растения, а что сделала земля? Земля произвела растения. Вот это есть самодеятельность. То есть, в отношении к растениям земле 3го дня была дана сила (евр. «коах», греч. «дюнамис»), сила действовать по своему естеству. Вот 5й день Бог определил естество воды в отношении к первым животным: «да воскишит кишением». Вот мне интересно, а что будет в следующем стихе? Как себя вода поведёт в отношении к первым животным? Проявит она самодеятельность? Например, будет производить душу живую или вода точно по сказанному живыми душами воскишит? Ни то ни другое. 21 стих:



«И сотворил Бог рыб больших и всякую душу живую, ползучих, которыми воскишела вода по родам их, и всякую птицу пернатую по роду, и увидел Бог, что это хорошо»

Вода даёт обитель для первых одушевлённых тварей. Вода ими воскишела. Но всякую душу животную определённо творит Сам Бог. Важное знание даёт нам Писание. Душу всякую! Первую душу пятого дня, всякую душу животную творит Сам Бог. То есть ,если земля имела силу изводить растения, такой силы у воды не будет, однако то, что из неё вышло, это душа. По-еврейски «нефеш» - душа, дыхание, животные 5го дня, ползучие и птицы, они как бы двусоставны: они имёют тело и в созидании тела принимает участие вода, и они имеют душу, а душу творит Бог.

И ещё, кстати, в воде живут рыбы большие. Вот этих животных и душу и плоть сотворил Бог. Эти вот рыбы большие, они стоят особняком, им будет присвоено значение символа в языке св. Писания. «И увидел Бог, что они хороши». Так в греческом тексте. И увидел Бог, что это хорошо.

Вот когда мы встречаем этот оборот, что «Бог увидел, что это хорошо», мы должны быть очень внимательны, потому что мы говорим: Слава Богу. А имеет смысл спросить: а за что Слава Богу? 8 раз в истории творения мира звучат эти слова: «И увидел Бог, что это хорошо».

То есть, каждый день имеет свою славу. И вот эта слава, это то, что постижимо для человека, это то, за что человек осознанно Бога хвалит и познаёт Его славу.

Вот создал Бог этих рыб больших, ползучих, птиц, увидел Бог, что это хорошо. Что в этом хорошего для человека? Вот что мне хорошего в том, что воды воскишели? Вот бывает такая ситуация, когда читаешь св. Писание, что если возникает затруднение, то имеет смысл и не раздумывать долго, а просто прочитать следующий стих.

22 стих 1 главы:

«И благословил их Бог»

Смотрите, как интересно: всякая душа благословенна.

«И благословил их Бог говоря: растите и множьтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да множатся на земле. И был вечер и было утро, день 5й»

Приближается повествование к человеку, и из 5го дня мы узнали, что всякая душа животная творится Богом, и животные первые, которые имеют отношение к воде, благословляются теми же словами, что в последствии послужат для благословения человека. «И благословил их», то есть, первых животных. Бог, говоря «растите и множьтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да множатся на земле...», по этой же формуле будет благословлен человек.



Что это значит для нашего чувства жизни?

Очень просто: ко всякой душе живой человек может иметь сострадание. Ну вот например, когда я кошу траву, мне её не нужно жалеть. Когда я собираю овощи с грядки, я радуюсь. А вот когда я убиваю рыбу, мне её вообще-то нужно жалеть. Всякая душа, даже первые животные, благословенна, и по замыслу Божьего творения, каким оно было до греха, не прикосновенно. Сострадание ко всякой душе входит в благоговейное чувство жизни, которую нам Господь дал.

Запомним этот урок, потому что мы сейчас переходим в день 6й.

Продолжается творение жизни. Здесь уже земля должна принять какое-то участие.

24 стих 1й главы Книги Бытия.

«И сказал Бог: да изведёт земля душу живую по роду четвероногих и ползучих и зверей земных по роду и бысть так»

В 3й день земле было сказано: «да произрастит растения», и земля извела растения. Будет ли земля 6го дня иметь такую же силу изводить душу живую? Вообще-то земле так сказано поступать: и сказал Бог: «да изведёт земля душу живую». Может ли земля извести душу живую? Можно догадаться из 5го дня, что нет. Никакая стихия не будет изводить душу живую: ни вода ни земля. Души животных творит Сам Бог.

25 стих читаем. Так и есть:

«И сотворил Бог зверей земных и скотов по роду и всех ползучих земных по роду их, и увидел Бог, что это хорошо»

Животные 6го дня. Три класса животных: это скоты, ползучие и звери, сотворены Богом с душею и телом. Как сказано: «и сотворил Бог зверей и скотов и ползучих». А что же обозначают слова: «да изведёт земля душу живую»?. Это обозначает различие двух больших групп животных. Три класса были из воды, это 5й день, а эти три класса: скоты, ползучие и звери — наземные, это 6й день.

Земля не производит животных, как она произвела растения. Животные 6го дня не двусоставны по своему происхождению, какими были пресмыкающиеся и птицы 5го дня: душа от Бога — плоть из воды. Если мы сравним 5й и 6й день, мы нечто узнаем новое о жизни. Из 5го дня мы узнали, что все души животные творятся Богом, и Он их благословляет. Из 6го дня мы узнали, что такое жизнь тела высших животных. Бог сотворил животных с душею и телом. То есть, тело высших животных, как и человека, из земли созданы Богом. То есть, эти животные близкие нам по плоти, и после грехопадения их будут приносить в жертву. То есть, если нам уже рыбу дано жалеть, то как же жалко приносить в жертву животных, с которыми мы сродни по плоти ибо Бог творит и душу их и плоть.

История творения вплотную подошла к человеку, и мы должны подытожить, какое же ощущение живого даёт нам св. Писание.

3й день: растения. Слово Божье земля восприняла, получила силу производить траву и деревья. Это жизнь, которая сама себя воспроизводит. Первая жизнь произошла от слова Божьего ранее солнца. Жизнь первична как Бог. Жизнь не зависит от энергоносителей. Небо и земля прейдут, а жизнь возможна будущего века телесная.

То есть, первая жизнь это первое воскресения проповедь. Такова слава 3го дня.

День 5й. Первое одушевлённое животное. Воды соучаствуют в созидании плоти животных, но всякая душа животная сотворяется Богом и благословляется. То есть, пока рождаются души, творит Бог. Такова слава 5го дня.

День 6й. Высшие животные, включая человека. Никакая стихия не удостоена принять слово Божье для сотворения плоти животного 6го дня. Близких человеку животных плоть творит сам Бог. Такова слава 6го дня.

Вот это было поэтапный рассказ о жизни на земле до человека.

И вот всё многообразие этого рассказа должно собраться в одной точке: человек.

Души человеков Бог будет творить, плоть человеков Бог будет творить, жизнь человеку Бог даст такую, что и после грехопадения, после смерти она восстанет телесно. И вот когда мы все эти ощущения жизни собираем в одной точке, можно сказать, что мы обрели религиозное чувство жизни.

Итак, до того, как приступить мыслью к сотворению человека, мы должны обрести веру, способность воспринимать образы, восприятие благодатного света, направленность воли и чувство жизни.

И обратное верно: если человек не определился в вере, не умеет постигать образы, не понимает, что есть икона, таинство, символ, если он не имеет опыта благодати, если в движениях своей воли он не различает где земля, а где небо, если у него нет благоговейного чувства жизни, как такой человек может приступить мыслью к библейскому рассказу о сотворении человека? Такой человек ничего не поймёт.

Итак, до того, как приступить мыслью к сотворению человека, мы должны обрести веру, символическое мышление, т. е. способность постигать образы, восприятие благодати, направленность воли и чувство жизни. Вот это необходимые способности нашей души, чтобы приступить мыслью к библейскому рассказу о сотворении человека, и это будет темой нашей следующей передачи. Спаси вас, Господи.


0874668468643206.html
0874749281720688.html
    PR.RU™